пятница, 12 июля 2013 г.

Польша. 2013. Краков. Еврейский район.


Вот так описывает еврейский квартал в Казимеже Джонатан Литтелл в романе «Благоволительницы»: «Я остался на несколько дней в Кракове, чтобы присутствовать на собраниях и насладиться красотой города (повествование в романе ведется от лица сотрудника СС ответственного за ликвидацию евреев UJ). Посетил старый еврейский квартал Казимеж, занятый теперь истощенными, больными, чесоточными поляками, переселенными сюда в связи с германизацией «присоединенных территорий». Синагоги разрушать не стали: Франк, как утверждали, хотел сохранить материальные следы польского иудаизма в назидание будущем поколениям. Некоторые служили складами, другие закрыли; я обнаружил две самые древние возле улицы Шерока. Так называемая старая синагога XV века с длинной пристройкой для женщин, сооруженной в XVI или начале XVII века, служила вермахту хранилищем продуктов и запчастей. Стараниями итальянских архитекторов, творивших в Польше и Галиции, множество раз переделанный кирпичный фасад со слепыми окнами, арками из известняка и произвольно обтесанного песчаника приобрел почти венецианское очарование. Синагога Рему, на другом конце пощади, невысокое, тесное, прокопченное здание, с точки зрения архитектуры интереса не представляло; окружавшее его еврейское кладбище, которое, конечно, любопытно было бы посетить, превратилось в заброшенный унылый пустырь, когда древние надгробные камни вывезли как строительный материал.» Вдруг подумалось. Если убрать несколько слов в текст вполне сгодится для описания любого Российского города. Вот только геноцид евреев признали, а вот со сталинскими репрессиями как-то не очень получается.

Дом Ландау в Кракове (18-ый век).

Синагога Рему.

Площадь рядом с синагогой.

Улочки.

---

Старая синагога.

Синагога Исаака.

---

---

Темпель синагога.

---

Детали.

---

---

---

---

Польша 2 (2013).


1 комментарий: